|
|
Оксана Рудченкоа
Талисман
II-MMI - 20.12.2001
Начало европейской одержимости экзотикой лежит в эпохе Великих географических открытий, когда голландские и английские купцы-авантюристы (merchant adventurers) в начале ХVI века вслед за испанцами и португальцами ринулись на освоение новых земель и торговых путей. Они привозили из заморских стран в невиданных количествах экзотические материалы, ткани, японскую и китайскую лаковую мебель, расписанную немыслимыми сюжетами. Все это завораживало и доставляло
острые ощущения, с этого момента европеец уже не мог отказаться от этого наркотика.
Мобильная и авантюрная эпоха расширила границы действия европейских норм и одновременно обрисовала территории вне этих границ.
Именно авантюристы умели использовать в своих интересах эту двойственность, пересекать границы туда-сюда, рискуя жизнью заслуживать 125 для себя собственную норму, балансирующую на грани общепринятого и альтернативного. То, что авантюристы привозили в Европу, являлось материальным воплощением изобретенного ими способа сохранения нормы при демонстрации возможного пути побега из нее.
Именно это смысловое поле экзотики позволяет ей по сей день спокойно уживаться с любым стилем, не разрушая его изнутри и сохраняя собственную узнаваемую специфику. Экзотика никогда не сама по себе, она есть только тогда, когда существует то, по отношению к чему она экзотика. Но она
всегда - альтернатива, демонстрация иных вариантов в рамках заданных условий.
Экзотическая вещь всегда за границами известного, понятного и привычного. И в силу этого она всегда таинственна. За ней некое тайное знание, недоступный опыт, мистика. Человек, приобщенный к ней, обретает харизматическое право поступать не как все и получать за это особую удачу и везение. Так вот, все перечисленные выше герои - авантюристы, каждый в свое время прибегающий к магии экзотизма.
Эстет-авантюрист Ар Деко, верящий в совершенную технику своего самолета, но в запасе держащий таинственные шкурки питона и акулы. Поэтому он никогда не разобьется.
Финансист-авантюрист, прекрасно знающий, что самое надежное — три процента годовых с основного капитала, размещенного в «Credit Lyonnais», но еще умеющий вытягивать миллионы франков из авантюр в Африке.
Философ-авантюрист, силой своей мысли ниспровергающий общепринятый порядок и по ночам прогуливающийся среди пагод, переодетый китайцем, - поэтому мысль его не ведает преград и потому власть его над умами современников безгранична.
Наконец, тот, кто в современном офисе сидит за бамбуковым столом Навоне, - тоже авантюрист. Ему открыта логика экономических процессов, к нему стекаются все информационные потоки, он целиком внутри сегодняшнего, здешнего мира. Но, может быть, его успех подкреплен еще чем-то, что не поддается логическому объяснению. Другие ради этого могут сидеть на совете директоров босиком и в татуировках. А у него есть этот стол.
<<вернуться
Норма
| Экзотика | | Людовик
XVI
|
Жан-Франсуа Лелье. Бюро-цилиндр тюльпанного дерева. Посл. четверть XVIII века |
Адам Вайсвайлер. Дамское бюро
эбенового дерева; китайский лак, позолоченная бронза. Ок. 1785 г. |
| | Модерн
|
Эктор Гимар. Стул
грушевого дерева.
Ок. 1900 г. | Карло
Бугатти. Скамья; дерево, металл,
пергамент, шелк. 1900 г. |
| | Ар
Деко
| Рене Хербст.
Туалетный столик со съемной лампой. 1928 г. | Мишель
Дюфе. Стол и кресло пальмового дерева,
обитое кожей питона.
1930 г. |
|
|
| | |
| |
|
| | |
Вещь - Ответ
|
| | |
| |
|
| | |
|