приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь -  Ответ

[ > Вещь - Вызов ]

Оксана Рудченкоа
Талисман
II-MMI - 20.12.2001

 

Начало европейской одержимости экзотикой лежит в эпохе Великих географических открытий, когда голландские и английские купцы-авантюристы (merchant adventurers) в начале ХVI века вслед за испанцами и португальцами ринулись на освоение новых земель и торговых путей. Они привозили из заморских стран в невиданных количествах экзотические материалы, ткани, японскую и китайскую лаковую мебель, расписанную немыслимыми сюжетами. Все это завораживало и доставляло острые ощущения, с этого момента европеец уже не мог отказаться от этого наркотика. 

Мобильная и авантюрная эпоха расширила границы действия европейских норм и одновременно обрисовала территории вне этих границ. Именно авантюристы умели использовать в своих интересах эту двойственность, пересекать границы туда-сюда, рискуя жизнью заслуживать 125 для себя собственную норму, балансирующую на грани общепринятого и альтернативного. То, что авантюристы привозили в Европу, являлось материальным воплощением изобретенного ими способа сохранения нормы при демонстрации возможного пути побега из нее. 

Именно это смысловое поле экзотики позволяет ей по сей день спокойно уживаться с любым стилем, не разрушая его изнутри и сохраняя собственную узнаваемую специфику. Экзотика никогда не сама по себе, она есть только тогда, когда существует то, по отношению к чему она экзотика. Но она всегда - альтернатива, демонстрация иных вариантов в рамках заданных условий. 

Экзотическая вещь всегда за границами известного, понятного и привычного. И в силу этого она всегда таинственна. За ней некое тайное знание, недоступный опыт, мистика. Человек, приобщенный к ней, обретает харизматическое право поступать не как все и получать за это особую удачу и везение. Так вот, все перечисленные выше герои - авантюристы, каждый в свое время прибегающий к магии экзотизма. 

Эстет-авантюрист Ар Деко, верящий в совершенную технику своего самолета, но в запасе держащий таинственные шкурки питона и акулы. Поэтому он никогда не разобьется. 

Финансист-авантюрист, прекрасно знающий, что самое надежное — три процента годовых с основного капитала, размещенного в «Credit Lyonnais», но еще умеющий вытягивать миллионы франков из авантюр в Африке. 

Философ-авантюрист, силой своей мысли ниспровергающий общепринятый порядок и по ночам прогуливающийся среди пагод, переодетый китайцем, - поэтому мысль его не ведает преград и потому власть его над умами современников безгранична. 

Наконец, тот, кто в современном офисе сидит за бамбуковым столом Навоне, - тоже авантюрист. Ему открыта логика экономических процессов, к нему стекаются все информационные потоки, он целиком внутри сегодняшнего, здешнего мира. Но, может быть, его успех подкреплен еще чем-то, что не поддается логическому объяснению. Другие ради этого могут сидеть на совете директоров босиком и в татуировках. А у него есть этот стол.

<<вернуться

Норма

Экзотика

Людовик XVI

Жан-Франсуа Лелье. Бюро-цилиндр тюльпанного дерева. Посл. четверть XVIII века

Адам Вайсвайлер. Дамское бюро эбенового дерева; китайский лак, позолоченная бронза. Ок. 1785 г.

Модерн

Эктор Гимар. Стул грушевого дерева. 
Ок. 1900 г.

Карло Бугатти. Скамья; дерево, металл, пергамент, шелк. 1900 г.

Ар Деко

Рене Хербст. Туалетный столик со съемной лампой. 1928 г.

Мишель Дюфе. Стол и кресло пальмового дерева, обитое кожей питона. 
1930 г.

вверх

 Вещь - Вызов

   
  

20.12.2001 II-MMI
Экзотический минимализм

   

 Вещь - Ответ

   
  

20.12.2001 II-MMI
Оксанана Рудченко
Талисман

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна