|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XX-MMVI - 10.03.2007
АЛЕКСЕЙ БАВЫКИН

Административно-офисное здание. Москва, 3-й Автозаводский проезд, вл. 13
Архитекторы: А. Л. Бавыкин, М.М. Марек, И.Н. Щепетков

Офисное здание Бавыкина на Автозаводской улице – это погружение в
архитектурный язык Ильи Голосова. Район, для которого оно предназначено, в
основном застроен промышленными зданиями 1920-1930-х годов для завода ЗИЛ. При
таком соседстве обращение к наследию русского авангарда вполне закономерно,
однако новое здание ничуть не подделывается под окружение – напротив, оно как
будто стремится исправить историческую несправедливость, добавляя в
конструктивистскую промзону более сложный элемент. В 1920-е гг. Илья Голосов,
ученик классициста Жолтовского, теоретик архитектуры и авангардист, изобрел
неожиданную форму, заменив угол здания стеклянным цилиндром, схваченным
прямоугольной консолью. Поражающий новизной ход на самом деле не так прост,
как может показаться: угловая ротонда была любимым приемом классицизма. А
подобное голосовскому сопоставление форм известно классической архитектуре:
похожим образом ствол муфтированной колонны пересекают прямоугольные блоки. В
интерпретации Голосова тема открывает свою стереометрическую природу. В
проекте Бавыкина эта связь с исходной формой, как будто прорастая, проявляется
вновь. Его дом намного выше большинства зданий авангарда – 27 этажей.
Подросший масштаб заставляет умножить консольные «связки» – вместо одной здесь
их четыре, на равном расстоянии. Из-за повторения консоли еще больше
напоминают муфты на очень большой колонне. Бавыкин закрепляет результат,
превращая стекло 27-этажного цилиндра в желобки-каннелюры дорического ордера.
Здесь можно вспомнить, что за пять лет до того, как Голосов построил Клуб им.
Зуева, появился известный проект Адольфа Лооса, небоскреб в виде колонны,
окончательно выведший главный элемент классического ордера из разряда
«небольших». И еще то, что именно эта колонна красуется на логотипе мастерской
Бавыкина, попав туда вместе с лающей собакой из его рисунков «бумажного»
периода. Вообще подход, который чувствуется в архитектуре дома на
Автозаводской, кажется, принадлежит «бумажной архитектуре». Здесь нет ничего
модного, журнального; нет скосов, сгибов, «интересностей». Творчество
архитектора разворачивается на каком-то ином, более глубоком уровне. Бавыкин
исследует авангард так же внимательно, как классицисты изучали античность, а
на выходе оказывается, что они не так уж и далеки друг от друга.



вверх
|
 |
|