приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Иванов:
«Мы делали эти проекты ради самих себя»
X-MMIV - 31.05.2004

А. Иванов, С. Леонов
Проект к конкурсу на решение района «Пески»
Тбилиси, 1990

Василий Бабуров: Как вы оказались среди бумажных архитекторов?

Андрей Иванов: Первые «бумажные» конкурсы мы делали с Тотаном Кузембаевым. Мы с ним учились в одной группе у Натальи Дмитраш и Станислава Садовского, а диплом я делал у Ильи Смоляра. Тотан был старше меня. Первый конкурс, в котором мы с ним участвовали, был «Музей скульптуры» (Japan Architect – Central Glass), где мы получили поощрительную премию. Это было в 1983 году, через год после окончания института. В том конкурсе участвовало много наших архитекторов, и многие получили премии. После института я попал к Илье Смоляру в ЦНИИПГрадо – одно из немногих мест, где в то время была довольно интересная работа. Тотану повезло куда меньше – он оказался в Резинпроекте. Инициатива делать конкурс исходила от него. У него было больше свободного времени: он сидел в своем институте и рисовал этот проект, а я приходил помогать к нему вечерами, писал тексты.

Андрей Иванов. 1985

Текст предшествовал картинкам или наоборот?

Все делалось одновременно, тексты писались параллельно рисованию. Наш проект музея отличается от линии Бродского-Уткина. И другие наши проекты более архитектурные, более реалистичные, в них нет той литературной линии, которая была первична в проектах бумажного мейнстрима. У нас это дом, который можно построить, и он будет выполнять те функции, которые содержались в программе конкурса. Наши проекты были скорее похожи на проекты западных участников конкурсов, проводимых JA, чем на работы наших советских коллег. Наши проекты принадлежат не к главной, а скорее к боковой ветви бумажной архитектуры.

Что значит «боковой»? Бумажников много, все они яркие индивидуальности. Можно ли вообще говорить о каком-либо мейнстриме в бумажной архитектуре?

Думаю, все же можно. Но правда и то, что в целом это движение пока не изучено… Насколько мне известно, первым, кто всерьез начал анализировать работы бумажников, был ученый из ВНИИТАГа Давид Бернштейн, который занимался историей российской концептуальной архитектуры. Волею судьбы он оказался в одном отделе с Михаилом Лабазовым и Андреем Савиным, которые тогда тоже работали во ВНИИТАГе. Бернштейн начал писать книгу, в которой содержался комплексный анализ бумажной архитектуры, но, насколько я знаю, она так и не вышла.

А. Иванов
«Переход». Проект на тему «Стеклянный монумент 2001 года»
Конкурс JA – Central Glass, 1986

Вернёмся к японским конкурсам. Что это был за проект, который получил первую премию?

Так получилось, что первый же конкурс, который мы сделали с Тотаном, сразу получил премию, что нас очень воодушевило. А спустя два года мы «взяли» первую премию на конкурсе «Бастион сопротивления». Тому проекту предшествовал другой, который мы делали для конкурса ЮНЕСКО «Жилище будущего». Наверное, одним из факторов нашей победы оказалось то обстоятельство, что председателем жюри был Тадао Андо. Видимо, минималистский характер нашего проекта совпал с его пониманием архитектуры.

Ваш «минимализм» не соответствовал тому, что делали другие?

Стилистически это время в МАРХИ – это расцвет постмодернизма в интерпретации Бориса Бархина. Но на факультете градостроительства не было такого жесткого стилистического диктата. Наши проекты не носили, пожалуй, какого-то четкого стилевого отпечатка. Несколько японских конкурсов второй половины 80-х я делал уже не с Тотаном, а в одиночку или с другим своим другом – рано ушедшим из жизни Сережей Климовым. Это «Стеклянный монумент 2001 года» (JA – Central Glass, 1986 год), «Интеллектуальный рынок» (JA – Central Glass, 1988 год). Для меня эти работы были важны, потому что в них начала прорисовываться концепция вариантности решения одной и той же проблемы. Было еще несколько проектов на «местной почве». «Архитектура СССР» вслед за JA и AD также начала проводить ежегодные архитектурные конкурсы. Я поучаствовал в одном из них. Это был конкурс «Проблема и ее решение». Я взял за основу центр города Тольятти, где в то время был пустырь гигантских размеров, и предложил большое количество вариантов заполнения этого потерянного городского пространства, позволяющих реабилитировать и гуманизировать среду. Другой любопытной страницей истории бумажной архитектуры стал тбилисский конкурс, проведенный в начале 1990-х. Грузия была на пороге получения независимости, что было одной из причин поиска архитектурной самоидентификации. Наверное, грузинские архитекторы шли по стопам японцев и «Архитектуры СССР». В 1990 году они организовали международный конкурс на пространственное решение района Пески в историческом центре Тбилиси. Этот конкурс я делал с архитектором Сергеем Леоновым. У нас была чисто литературная идея: Ноев ковчег приплыл не к Арарату, а в Тбилиси. За тысячи лет он покрылся песками, и наш проект – исследование его как бы сохранившейся структуры. Подача была очень эффектная: на трех листах оргстекла были изображены три плана-коллажа, которые, накладываясь друг на друга, иллюстрировали нашу идею многослойной структуры.

А. Иванов
Врата настоящего
Композиция из элементов Lego. 1992

Для вас бумажная архитектура в начале 90-х не завершилась?

Наверное, последней моей работой в этом жанре был проект, который мне заказала фирма LEGO. Раз в семь лет эта фирма выбирает молодых архитекторов со всего мира, заказывает им проект на чисто концептуальную тему, строит масштабные модели из своих «кирпичиков» и показывает их в ведущих архитектурных музеях мира. В тот раз, в 1992 году, тема была «Врата настоящего». Был неплохой гонорар – около 2 тысяч долларов. Кроме того, меня привлекла возможность «реализовать» мой проект, благо имел я дело с реальным «строительным материалом». Ключевым элементом проекта было чертово колесо, расположенное на пути следования посетителя этого гипотетического аттракциона. Момент настоящего настолько трудно уловим, что единственный способ это ощутить – прокрутиться в колесе, в которое неминуемо попадаешь, пройдя через врата. Находясь в кабинке колеса, ты ощущаешь этот ускользающий миг настоящего. В этом проекте я развил идею многовариантности, написав семь различных концептуальных текстов в пояснительной записке. Я показывал эту работу Юрию Аввакумову, который продолжает расширять свой депозитарий бумажной архитектуры, но он его по какой-то причине туда не взял. Это был мой последний «бумажный» проект, и больше я к теме концептуальной архитектуры не возвращался.

Как вы считаете, бумажная архитектура – серьезное явление в контексте истории архитектуры?

Чтобы ответить на этот вопрос, должно пройти больше времени. Тогда, в середине 80-х, нам казалось очень важным то, что мы делали. В моей жизни это был серьезный этап. Если же смотреть шире, то в чисто российском контексте это, безусловно, значительное явление. В мировой же архитектурный процесс бумажная архитектура никак не была вписана. Если для молодых иностранных архитекторов участие в конкурсах является стартом их карьеры, то для нас все было совершенно иначе. Бумажные конкурсы были другим миром. Мы делали эти проекты ради самих себя. Получить премию было приятно и престижно, однако в основном это было проектирование ради проектирования. То есть для вашей дальнейшей карьеры бумажная архитектура большой роли не сыграла? За девять лет мной было сделано почти тридцать конкурсов. В год выходило по три, по четыре. Хотя количество не всегда перерастает в качество. Сейчас я занимаюсь реальными градостроительными проблемами, и в моем случае можно говорить скорее о расширении сознания, чем о каких-то более конкретных «дивидендах».

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

31.05.2004 X-MMIV
Идеальный конкурс на идеальный город.
Результаты эксперимента

   

31.05.2004 X-MMIV
Михаил Белов: «Это иной уровень проектирования загородного поселка»

   

31.05.2004 X-MMIV
Илья Лежава
«Ивовый плес»

   
 

31.05.2004 X-MMIV
Владимир Плоткин
Коттеджный поселок «Зеленые просторы»

   
 

31.05.2004 X-MMIV
Илья Уткин
Проект «Ковчег»

   
 

31.05.2004 X-MMIV
Михаил Хазанов
Эко-город-сад «Идилльинск»

   
 

31.05.2004 X-MMIV
Александр Хомяков
«Три берега»

   
 

31.05.2004 X-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Тотан Кузембаев:
«Ничего нового мы не создали»

   
 

31.05.2004 X-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Иванов:
«Мы делали эти проекты ради самих себя»

   
 

31.05.2004 X-MMIV
Проекты «Капитал груп»

   
 

31.05.2004 X-MMIV
Эрик ван Эгераат. Башни Москва и Петербург в Сити

   
 

31.05.2004 X-MMIV
Николай Лызлов. Город яхт на Ленинградском проспекте

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна