|
|
VII-MMIII - 23.06.2003
Алексей Бавыкин, Михаил Хазанов
Устная история. К 20-летию бумажной
архитектуры
Детский университет ЦДА. «Детская площадка-театр».
Конкурсный проект. 1-я премия
И.Лежава, Т.Арзамасова, М.Белов, В.Ламакин, В.Овсянников, М.Хазанов. Конкурсный проект «Театр
будущих поколений» (Идеальный театр). 1976–1978. 1-я
премия на конкурсе в Париже
То есть появились люди, но еще не было вещей. А что дальше?
Я тогда с Таней Базилевич и Олей Лысенко после работы преподавал у детей: в Доме архитекторов
был Университет для старших школьников. В 1979–1980 годах мы с детьми
участвовали в Международном конкурсе «Архитектура и природа»
и получили сразу две премии одной командой: и первую и
вторую. При этом песочный город, который получил первую премию,
мы сделали с ходу – за один день, – купались, загорали,
валяли дурака, вместе с детьми лепили из песка, а «зеленый город» «мучили»
долго – больше месяца. Мне кажется, что бумажная
архитектура, в ее классическом виде наступила с конкурса на
«Дом-экспонат» и с «Хрустального дворца». Вот именно с этих шенкеншиковских-централглассовских конкурсов все началось. Все,
что до них – архаический период, а здесь началась классика.
В двух проектах – «Убегающем доме» М.Белова и М.Харитонова и
«Хрустальном Дворце» Бродского-Уткина – определился жанр. Это
точка высшего подъема, акрополь бумажной архитектуры. Слова
«бумажная архитектура» еще не было, оно появилось позже, я
помню, как мы его придумывали у меня дома, на коммунальной
кухне, с Беловым, с Аввакумовым, когда делали выставку в журнале
«Юность», но вещи уже были созданы. Возникла архитектура-концепция, что-то вроде концептуализма в искусстве. Проекты из
полуреальных-полувиртуальных были полностью переориентированы в виртуальные. Возникла
модель. После этого пошли новые люди, новые команды. Аввакумов,
Баталов, Зайцев, Буш, Хомяков, потом – Филиппов, Бронзова,
Бавыкин. Кажется, что это очень быстро – три года, не больше,
но время тут как-то замедлялось. Это как детство, год за два идет.
Но вот стал нарастать ком, начался проектный бум. А тогда
в эти конкурсы 1981 года играли единицы.
Вы упомянули о концептуализме – насколько серьезно здесь
влияние московской школы концептуалистов?
Игра, вообще-то, пошла от постмодернизма, который уже
был растворен в воздухе. Книга Дженкса появилась в 1974 году,
и через пару лет Евгений Асс на обозрениях в Союзе архитекторов
очень подробно о ней рассказывал. Вообще надо сказать, что во
многом на бумажную архитектуру повлияли обозрения, хотя сам Асс
в бумажных конкурсах тогда не участвовал. Архитектурные
обозрения открыли, что делается в мире. Это были клубные
заседания в библиотеке Союза архитекторов. Ведь в то время
вообще никакой информации не было. И Андрей Родионов, Леонид
Волчек, Евгений Асс – они сделали серьезное дело. Естественно,
их сообщения были со своим субъективным отношением к
архитектуре и архитекторам, но и, надо сказать, они ни разу
«не прокололись». Все кто был замечен, и звезды, и самые
второстепенные, которых они извлекли из множества
журнальных иллюстраций и публикаций, – все кем-то стали. Всех вытянули
и всех нам показали. Туда ходили почти все бумажники и
небумажники, и 12-я мастерская в полном составе.
Детский университет ЦДА под руководством Т.Базилевич,
О.Лысенко, М.Хазанова . «Город-гора». 1-я премия на
конкурсе «Архитектура и природа» в Штутгарте
Итак, начался классический этап.
Классика движения – это несколько составляющих.
К 81 году определились участники и определился жанр. Дальше
необходимо было оформление. Можно считать, что первой вехой
была выставка в «Юности». Тогда все прозвучали, определились
центральные фигуры. «Юность» вообще была левая тогда.
Принципиальное значение, по-моему, имеет фигура Аввакумова.
Снимать его со счетов несправедливо, бумажная архитектура
могла бы состояться без многих из участников независимо от
количества премий – но не без него. Он как-то перевел движение
на иной уровень, раскрутил его в целое направление. Он ходил
между командами – теми, кто часто даже не общался между
собой. Он собирал архив, знал всех поименно, мне даже кажется,
он кого-то убеждал участвовать. Он каким-то образом доставал и
давал информацию, где, когда, какой конкурс – в то время это
тоже было непросто и важно. Юра собрал воедино разные конкурсы
– и японские и английские – и французские, и все остальные,
и получился весьма представительный материал. Он стал делать
выставки. Была очень интересная выставка в 1986 году, в павильоне
на Патриках сразу после его реконструкции. И вот бумажная
архитектура как движение определила отношения с предшественниками, с параллельными
художественными течениями. Какая была программа и была ли
она – не столь важно, может быть, это было достаточно размыто, по-другому и не могло быть, но тем
не менее бумажная архитектура как целостное художественное
явление к 1985 году состоялось. Принципиальную роль сыграла
пресса. Леша Тарханов, Оля Кабанова, Ира Коробьина.
Коробьина написала про Бродского-Уткина – у нее были «Хрустальные дворцы», Бродский-Уткин,
Зайцев-Баталов и Слава Петренко. У Кабановой было несколько
шикарных разворотов в «Декоративном искусстве». В то время
каждая такая публикация значила очень много, их наверно было
очень трудно пробить, но они и моральный ценз имели гораздо
больший.
Понятно, классика – это когда появился Аввакумов. А когда она
закончилась?
Классика – с 1980 по 1985 это наш «V век». Для меня даже все, что
было после 84 года – это уже некая «индустриальная» фаза.
Наша последняя точка в «бумажниках» – театр в Амстердаме, конкурс, который делали
Белов, Сергей Бархин и я. Но это был уже «эллинизм». Бумажная архитектура вступила в индустриальную фазу, когда бумажные
проекты стали изготовляться как детали на заводе. Заработала
индустрия получения японских премий. В Москве, в Казани, в
Питере уже можно было делать японский конкурс как курсовой
учебный проект. К 85 году оформилась задиристая позиция –
раз нам не дают строить, то мы и не будем. Возникла идея –
«не строить», как-то причудливо соединившись с идеями перестройки. Всем вдруг показалось,
что архитектор вредит, нарушает, разрушает, и получилось, что это
такая фронда, особая бумажная позиция – отказ от реального
строительства. Это кого-то отталкивало, потому что многим
хотелось как раз строить. Я даже думаю, что эта идея – отсутствие
перспективы строительства – бумажную архитектуру
объединила, потому что слишком упростилась задача. Все для
продвинутых бумажников оказалось элементарно: рисуй
отвлеченные и яркие фантазии получишь деньги в Японии.
В Голландии, в Германии и т.п. сложилась новая конъюктура.
Научились выигрывать. Стало понятно, что надо все делать –
методом парадокса. Проекты эпохи классики были всерьез, они
если и содержали парадокс, то как бы открывали парадоксальность жизни, а потом возник
парадокс как трезво рассчитанная конъюктура. Хочешь
выиграть, сделай наоборот. Заказывают башню – рой яму,
заказывают яму – строй башню. Это очень легко для русского
мышления, у нас все всегда выходит задом наперед, и как-то
все это постепенно превратилось в шутки на архитектурные темы.
Начались массовые победы, на японских конкурсах русские
брали три-пять-десять призовых мест, соревнуясь, в сущности,
между собой.
Тем не менее я не понимаю, почему вдруг все кончилось. Ведь,
согласитесь, ситуация, когда русские соревнуются между собой
в Японии, даже не принимая в расчет японцев, – это довольно
фантастично. Это была ситуация, когда мы действительно создали
архитектурное явление, которое занимало серьезные международные позиции. А если брать
сегодняшнюю реальную архитектуру, в том строительстве, к
которому все так стремились – тут мы как-то явно на другом месте.
А когда Россия последний раз занимала ведущие позиции в
архитектуре? В конструктивизме – но он был подготовлен всем
серебряным веком. Бумажная архитектура была подготовлена
всем опытом и всей энергией нереализованности, которые
возникли в архитектуре в 70–80-е годы. Ничего тогда было нельзя.
Был выработан брежневский стиль, обкомы-райкомы или
типовые дома – то есть либо рисуй перспективы парадных партийных
площадей, либо сантехприборы в планы типовых этажей врисовывай. И не только в архитектуре
ничего нельзя – вообще ведь было глухое время, энергия нереализованности. Это было лагерное
искусство – от безысходности. В принципе, бумажную архитектуру
доконала перестройка. Все-таки она понималась как оппозиционное движение, по крайней мере
нонконформистское. Там был подтекст – нам не дают строить.
А с перестройкой все изменилось – кто не дает? Государство? Цензура? Или вы просто не в состоянии
реализовать свои идеи? Тогда и цена вам как архитекторам...
Восьмидесятые годы – еще концептуализм, девяностые –
уже соц-арт. В принципе, что-то в поздней бумажной архитектуре
могло сомкнуться с соц-артом: цинизм, ирония, юродство, стиль
всеобщего стеба. Та же парадоксальность мышления могла тут
как-то сыграть. Аввакумов, Зосимов даже пытались это сделать в
начале 90-х. Но бумажная архитектура в целом и идеалистичнее
и философичнее, в ней не было необходимого цинизма – даже в ее
индустриальной, конъюктурной фазе. Впрочем, она умерла не совсем сама собой. Юра Аввакумов
сам объявил движение законченным, устроил похороны бумажной
архитектуры. Это был правильный ход. Бумажная архитектура сразу
превратилась в музейное явление, на него выросла цена.
Вы все время подчеркиваете свою позицию постороннего. Но вот
ваша позиция в реальной архитектуре... Я много раз слышал от вас
и читал в интервью ваше кредо: была великая архитектура
прошлого, которая создавалась вручную. Это уникальное изделие,
а то, что делаем мы – это слой технологического мусора, который
морально устареет через 20 лет, а физически через – пятьдесят, и
потому мы имеем право экспериментировать, делать ошибки. Вам
не кажется, что в этом есть что-то родственное идее «не строить»?
Да, может быть, это идея бумажника. Она и родом, наверно,
не только из этого опыта – из всего опыта советской архитектуры, но во всех нас осталось что-то
от бумажной эпохи. Но она уже отодвинулась далеко.
<<вернуться
вверх
|
|
|