|
|
Несостоявшийся вызов. Эрик
Мосс в Петербурге. Григорий Ревзин
IV-MMII - 30.09.2002

Комплекс Новой Голландии с новым корпусом
гостиницы. Показана зона коммуникаций
Проект идеально отвечал одной прагматической задаче – сделать строительство
Мариинского театра мировым событием в архитектуре, превратить театр в топовый объект современной российской архитектуры и привлечь к нему внимание
зарубежных инвесторов. Жест Мосса, при всей его радикальности, сравнительно тактично для подобной архитектуры входил
в городскую ткань – ограниченный с двух сторон прямоугольными объемами стеклянный «взрыв» театра занимал четко
очерченное положение в прямоугольном квартале, подчеркивая сетку петербургской планиметрии, новые объемы Новой
Голландии в силу предельной дистанцированности от архитектуры Валлен де Ла Мота не входили с ней в контакт, позволяя
ясно очертить границы истории и нового строительства, не унижая ни того, ни другого. Фактически, проект выступил в роли
проверки современного российского архитектурного и не только архитектурного
сообщества на способность контакта с сегодняшней архитектурой Запада в ее наиболее остром, «звездном» варианте.

Гостиничный корпус Новой Голландии, поперечный разрез
Проверка показала полную неготовность к такого рода контакту. Уместно процитировать авторитетного противника проекта, одного из лучших российских архитекторов Никиту Явейна (председатель
ГИОПа Санкт-Петербурга): «Мосс – раскрученный архитектор. В современную архитектуру проник элемент
шоу-бизнеса. Корбюзье или Кваренги никто не назовет звездой, в голову такое не
придет. Звезда – если перевести это понятий на русский – покупаемый, тот, чья работа дорого оплачивается, и тот, кто способен вернуть вложенные в него деньги.
Да, Мосс – такой архитектор. Профессионал? Безусловно – в своей конкретной
сфере. Меня больше всего раздражает во всем этом самоопределение за счет
города. Если такой дом построить где-нибудь на Гражданке, никто бы и не заметил,
в лучшем бы случае улыбнулись. Тут вся ценность проекта в том, что шум вокруг,
журналисты толпой ходят... Какой он крутой, как он по городу громыхнул! У нас
говорят: очень легко стать знаменитым. Достаточно построить небоскреб в центре
города, и будешь знаменитым. Но это – геростратова знаменитость. А в Новой Голландии – извините, эта позиция выявлена
физически, даже физиологически. Там новый дом, который буквально налезает
на старый, его насилует, разрушает, ломает в месте насилия. Для Мосса городская
среда архитектуры – некий материал для самовыражения. Наш город знаменит
тем, что здесь поколениями архитекторы свое честолюбие, свое «я» смиряли, пристраивали. Я вижу определенный героизм
архитектуры и архитекторов в том, что у нас не было таких моссов или – что таким
моссам мы били по голове. Надеюсь, и будем бить...»

Модель формирования зрительного зала нового здания Мариинского театра. Каждый из объемов
имеет четкое функциональное наполнение – места
для зрителей, аудитории, рестораны, вестибюли,
служебные помещения
Несмотря на поддержку Госстроя, петербургским властям удалось отбить оскорбительную инициативу. Валерий Гергиев,
вначале ее поддержавший, предпочел дистанцироваться от Мосса, заявив, что
«он поддерживает идею, а не проект», Министерство культуры заняло подчеркнуто нейтральную позицию, и Госстрой вынужден был объявить о готовности проведения конкурса на проект театра. Это уникальный в истории архитектуры конкурс,
который объявляется не с целью получения лучшего проекта, а с целью защиты
от вторжения чужого проектного мышления.

Вид зрительного зала снаружи. Критики называют это «мешками с мусором», автор – выходом
наружу почвенной плазмы Петербурга, как в постаменте фальконетовского памятника Петру I. И в том,
и в другом случае этот «взрыв» ограничен жесткой
рамой боковых корпусов
Очевидно, этот конкурс во многом поднимет авторитет российской архитектуры, будет способствовать оживлению
наших контактов с Западом и российскому вхождению в мировой архитектурный
контекст. Что же касается Мариинского театра, то необходимо помнить, что и
то здание, в котором он располагается сейчас, является ярким примером результатов героического смирения своего «я»
поколениями архитекторов, и его серая архитектура, вероятно, вполне органично
будет продолжена тем проектом, который определится в результате конкурса.
<<вернуться
вверх
|
 |
|