приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Исторический очерк

Дмитрий Швидковский
Краткое рококо Петра III

IV-MMII - 24.09.2002

Нельзя сказать, чтобы среди новых увлечений и украшений обыденной жизни не осталось места тому, что создавал Растрелли. Но в его мерную и серьезную театральность неожиданно ворвался ярмарочный балаган. Причем то, чем развлекался великий князь со своими лакеями, приобрело характер грубоватого спектакля огромного размаха. Сценой стал весь центр города вокруг Зимнего дворца, где не успели закончить последние доделки до кончины Елизаветы Петровны. Марионетками стало служить население Петербурга: «Государю хотелось неотменно перейтить ... в большой новопостроенный дом свой; но как оный был еще не совсем во внутренности отделан, то спешили денно и нощно его окончить ... оставался наконец один луг перед дворцом неочищенным и так загроможденным, что не могло быть ко дворцу и приезду ... Луг сей был превеликий, лежавший перед дворцом и адмиралтейством и простиравшийся поперек до самой Мойки. Все сие обширное место ... загромощено было сплошь премножеством хибарок, избушек, шалашей и сарайчиков, в которых жили все те мастеровые, которые строили Зимний дворец ... Кроме того, во многих местах лежали целые горы и бугры щеп, мусора, половинок кирпича, щебня, камня и прочего всякого вздора ... генерал мой (полицмейстер Петербурга барон Корф. – Д.Ш.) надоумил (государя. – Д.Ш.) ... не угодно ли будет ему ... чтобы всякий, кто только хочет, шел и брал себе безданно, беспошлинно, все, что тут есть ... Весь Петербург власно (будто бы. – Д.Ш.) как взбеленился в один миг ... Со всех сторон и изо всех улиц бежали и ехали целые тысячи народа. Всякий спешил и, желая захватить что-нибудь получше, бежал без ума, без памяти и, добежав, кромсал, рвал и тащил ... все сие представляло собой редкое зрелище. Сам государь не мог довольно нахохотаться, смотря на оное.» (Там же. С. 106–107.)

Слева. Картинный зал во дворце Петра III в Ораниенбауме
Справа. Буфетная во дворце Петра III

Пространство Петербурга при Петре III преобразовывалось и с помощью иных типов театрализации. Столь желанный для нового императора мир с его кумиром Фридрихом Великим отметили фейерверком, непривычным по своим размерам. «Был он огромнейший и стоющий много тысяч. Главнейшие его фитильные щиты воздвигнуты были на берегу Васильевского острова против (Зимнего. – Д.Ш.) дворца окон самой оной залы, где отправлялось тогда торжество. Впереди, против сих щитов, поделаны были колоссальные фигуры, изображающие Пруссию и Россию, которые будучи сдвигаемы ... и загоревшись, сходились издалека вместе и, схватившись над жертвенником руками, изображали примирение...» (Там же. С. 141–142.) Кроме этой центральной композиции горящие украшения распространились едва ли не на всю центральную часть Петербурга: «Какое множество горело тут разного рода наипрекраснейших колес огненных и фонтанов и других тому подобных штук ... и какое множество разных водяных фигур, горевших на Неве перед дворцом самым и производивших разные звуки и шумы (Там же. С. 143.). Образ Петербурга Петра III, эфемерный, так стремительно миновавший, почти не оставивший зримых следов, все же сохраняется в памяти города наряду с Ледяным дворцом Анны Иоанновны и шутовскими затеями ее царствования.

Слева. Антонио Ринальди. Почетные ворота Петерштадта. 1757
Справа. Мост в Петровском парке Ораниенбаума. 1756–1762

Самое большое влияние деятельности императора Петра III на развитие жизненной среды всей России проявилось в последствиях его указа «О вольности дворянской», который впервые за несколько столетий позволил большой части высшего сословия оставить государственную службу и удалиться в свои поместья, перенеся в отдаленные части страны европеизированные вкусы и столичную архитектуру. Сознательно или невольно, но Петр III создал условия для рождения новой усадьбы. Это событие, произошедшее в 1762 году, описывалось современниками не только анекдотически, но даже и несколько непристойным образом. Князь Михаил Михайлович Щербатов в сочинении «О повреждении нравов в России» писал: «Имел Государь любовницу, дурную и глупую графиню Елисавету Романовну Воронцову; но ею, вошед на престол ... доволен не был ... Княгиня Елена Степановна Куракина была привожена к нему ... примечательна для России сия ночь, как рассказывал мне Дмитрий Васильевич Волков, тогда бывший его секретарем. Петр Третий, дабы скрыть от Елисаветы Романовны, что он сию ночь будет веселиться с новопривозною, сказал при ней Волкову, что он имеет с ним сию ночь препроводить в исполнении важного дела. Ночь пришла, Государь ... сказал Волкову, чтобы он к завтрему какое знатное указание написал, и тот был заперт в пустую комнату с датскою собакою. Волков ... не знал, о чем писать ... Но как он был человек догадливый, то вспомнил нередкие вытвержения ... от Графа Романа Ларивоновича Воронцова о вольности дворянства; седши написал манифест о сем.» (Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. М., 1989. С. 124.) Настойчивость Воронцова и догадливость Волкова не были случайны. Дворянские свободы рождал сам ход истории, а вместе с ними возникла новая усадебная жизнь, в свою очередь создавшая архитектуру русской усадьбы. В ее стилистике полностью восторжествовали впоследствии вкусы Екатерины Великой, но все же среди экстравагантных садовых затей или необычной отделки комнат то и дело появлялись черты, которые могли бы доставить удовольствие Петру III. Кстати, не в малом числе усадеб последней четверти XVIII столетия были построены игрушечные крепости, и во многих поместьях по капризу хозяина возникала искусственная, театрализованная, гротескная жизнь-игра.

Петру III не удалось ни осуществить свои политические планы, ни утвердить надолго свои вкусы, ни справиться с властолюбием нелюбимой супруги. Счастливая звезда изменила ему, наверное, еще в то мгновение, когда по повелению Елизаветы Петровны он пересек границу Российской империи. Вся его жизнь в Петербурге, по существу, была очень долгой агонией, и ему удалось продержаться два десятилетия с небольшим потому, что он был не слишком образованным, но настоящим рокайльным принцем, не различавшим реальность и игру, больше доверявшим приятным отражениям своих иллюзий, чем впечатлениям от неприглядности и жестокости петербургских придворных интриг. Впрочем, он почти не боролся ни за корону, ни за самую жизнь свою.

30 июня 1762 года он подписал отречение от престола и «...тотчас разлучен ... был со своими друзьями и служителями и под крепким присмотром отвезен в мызу Ропшу и посажен под стражу. Ни один из служителей его не дерзнул следовать за ним, и один только арап его отважился стать за каретою, но и того на другой же день отправили в Петербург обратно» (Болотов А.Т. Указ. соч. С. 178.). В отличие от своего арапа Петр III живым не вернулся из Ропши, этого очаровательного дворца с его великолепными фигурными прудами и многочисленными журчащими каскадами, и сегодня сохраняющими живой дух рококо.

<<вернуться

вверх

 Архив

   
24.09.2002 IV-MMII
Дмитрий Швидковский
Краткое рококо Петра III
   
 

03.02.2002 III-MMII
Дмитрий Швидковский
Осуществленная утопия Александра I

   
 

16.12.2001 II-MMI
Дмитрий Швидковский
Архитектурная судьба Павла I

   
 

29.10.2001 I-MMI
Дмитрий Швидковский
Екатерина II:Архитектурная биография

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна