приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Исторический очерк

Дмитрий Швидковский
Краткое рококо Петра III

IV-MMII - 24.09.2002

Через Почетные ворота, украшенные шпилем, попадали к дворцу Петра, создателем которого стал Антонио Ринальди. Дворец, очень небольшой, двухэтажный, по объему напоминал куб, а в плане – квадрат с одним срезанным по дуге углом. Вряд ли будет преувеличением сказать, что это одна из лучших, если не самая лучшая постройка рококо в России. Ее камерность позволила сделать изысканными все детали, а общий облик – подчеркнуто интимным. Нижний этаж расчерчен легкими линиями горизонтального руста. Верхний украшен сдвоенными пилястрами без капителей и пышными, но не тяжелыми обрамлениями окон. На крыше поднимается изящная балюстрада. Над входом архитектор устроил неожиданно просторный балкон с узорной кованой решеткой, а по сторонам его, на том же уровне, глубокие ниши с мраморными бюстами.

Слева. Крепость Петерштадт в Ораниенбауме. Фототипия с панорамы Сент-Илера 1775 г. ГНИМА
Справа. Лабиринт в Зверинце в Ораниенбауме. Фототипия с гравюры Сент-Илера 1775 г. ГНИМА

Парадный вход ведет в вестибюль. Свернув из него направо, по винтовой лестнице можно подняться в главные комнаты: Переднюю, Буфетную, Картинный зал (он использовался как столовая и гостиная одновременно), Спальню и Будуар. Эти маленькие по размерам помещения отличаются исключительной декоративностью. Не только ковровая развеска картин, лепные потолки, инкрустация многими породами дерева, живописные десюдепорты в рокайльных рамах были использованы для этого, но также множество предметов и целых композиций в духе шинуазри. Среди них – двери черного лака с позолотой, с фантастическими орнаментами, такие же панели в нижней части стен Картинного зала, роспись по шелку, изображающая китайские пейзажи, постройки и фигуры – в Спальне.

Удивительно, что все это пришлось создать Антонио Ринальди, который ни по своему воспитанию, сначала в Риме, в круге молодого Джанбаттиста Пиранези, ни по опыту, приобретенному в Неаполе в качестве помощника Луиджи Ванвителли, кажется, не подходил для работы в подобном стиле. Дворец, построенный Ванвителли в Казерте для королей Королевства обеих Сицилий, скорее сравним с произведениями Растрелли. Правда, в нем намного сильнее классические мотивы, хотя и сохраняется живописная монументальность грандиозных барочных перспектив и сравнительно большая, чем у мастеров неоклассицизма, свобода в прорисовке деталей. Ринальди должен был, несомненно, исходить из вкусов заказчика, а последний склонялся к милым его сердцу немецким прообразам. Так сложилась судьба великого итальянского архитектора в России, что в течение большей половины его работы в Петербурге ему приходилось ориентироваться на Германию. И, как это ни странно, но столь непохожие и неприязненно относившиеся друг к другу люди, как Петр III и Екатерина II, склонялись в те годы к одним и тем же источникам. Уже после убийства Петра III, создавая свой дворец в Ораниенбауме, молодая императрица вновь заставила несчастного итальянца обратиться к тому же рококо с немецким оттенком.

Антонио Ринальди. Дворец Петра III в Ораниенбауме. 1758–1760

Жилище Петра III в его игрушечной крепости превращалось во «дворец в табакерке», подобный тем, что появлялись в ту эпоху в многочисленных крошечных государствах немецких «рокайльных» принцев. Этот же стиль предпочитал и величайший из коронованных особ Германии, властитель Пруссии Фридрих II Великий, и он использовал его в украшении своей резиденции Сан-Суси в Потсдаме. Для Петра III, вероятно, подобный образец имел принципиальное значение. Фридрих Великий был его кумиром даже в те годы, когда Россия воевала с Пруссией. Ораниенбаумские «потешные» войска были одеты в форму, которая подражала прусской. Великого князя необычайно привлекала прусская военная дисциплина, строгое внимание ко всем мелочам мундиров, причесок и особенно четкость маневров на парадах, когда солдат должен был двигаться с нечеловеческой точностью заводной марионетки, которых любили делать часовщики эпохи рококо. В этой аффектации внешней формы, в своего рода игре в форму, без интереса к ее жизненному наполнению, была заключена необычайная привлекательность не только для Петра III, но и для тех, кто правил Россией в течение, по крайней мере, последующей сотни лет.

Когда умерла Елизавета Петровна, то вместе с ней ушло в небытие величественное, регулярное, пышное, но в то же время сдержанное барокко, созданное планировщиками Петербурга, прежде всего Петром Михайловичем Еропкиным, и получившее свою окончательную форму в произведениях Франческо Бартоломео Растрелли, которые, как гигантские ювелирные украшения, заняли свои места в обрамлении барочных структур петербургских площадей и улиц. Современники воцарения Петра III сразу же обратили внимание на то, как быстро изменился при нем дух города.

«Не успел я ... молвить слова два-три ... как сделавшийся на улице ... шум привлекает нас всех к окнам, и какая же сцена представилась тогда глазам моим! Шел тут строем целый деташамент (отряд. – Д.Ш.) гвардии, разряженный, распудренный и одетый в новые тогдашние мундиры и маршировал церемониею ... но ничто меня так не поразило, как идущий перед первым взводом низенький и толстенький старичек с эспантоном (пика двухметровой длины с плоским наконечником. – Д.Ш.) и в мундире, унизанном золотыми нашивками, с звездою на груди и голубою лентою под кафтаном ... «Это что за человек?» – спросил я ...«Князь Никита Юрьевич (Трубецкой. – Д.Ш.) ...». «Господи помилуй! Да как же это? Князь Никита Юрьевич был у нас до сего генерал-прокурором (Правительствующего Сената. – Д.Ш.) и первейшим человеком в государстве! Да разве он ныне уже не тем? – О! ... нынче у нас и знатные, и больные, и небольные, и старички самые поднимают ножки, и наряду с молодыми маршируют и также хорошехонько топчут и месят грязь ...» – передавал в своем знаменитом жизнеописании Андрей Тимофеевич Болотов (Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т. II. М., 1993. С. 99–100.). Из дворцовых зал с их картонными крепостями и ораниенбаумского Петерштадта «военная игра» перешла при новом монархе на улицы и плацы столицы империи. Все стало более ярким, цветным и превратилось в гротеск, столь характерный для культуры рококо. 

Болотов отчетливо увидел смену цветовых предпочтений, так же как и отказ от единообразной регулярности, свойственной для барокко эпохи Российской империи, на рокайльную страсть к многообразию и экстравагантности. Это проявилось прежде всего в том, о чем Петр III заботился больше всего, – в характере военной формы гвардейских полков. « ... Все они были в новых своих мундирах ... истинно засмотрелся я на разноцветность и разнообразность оных! Каких это разных колеров тут не было! И какими разными и новыми прикрасами не различены они были друг от друга! Привыкнув до сего видеть везде одни только зеленые и синие единообразные мундиры и увидев тогда вдруг такую разнообразицу, не могли мы довольно начудиться...» (Там же. С. 103–104.) Недолго царствовала рокайльная экстравагантность Петра III в столичном искусстве, но в ней было заложено столько яркости и веселого каприза, что отсветы этого явления сопровождали все развитие екатерининского классицизма в течение второй половины XVIII века и успели в конце столетия соединиться с ранними романтическими пристрастиями в архитектуре Павла I, несколько скрасив ее меланхолический настрой.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   
24.09.2002 IV-MMII
Дмитрий Швидковский
Краткое рококо Петра III
   
 

03.02.2002 III-MMII
Дмитрий Швидковский
Осуществленная утопия Александра I

   
 

16.12.2001 II-MMI
Дмитрий Швидковский
Архитектурная судьба Павла I

   
 

29.10.2001 I-MMI
Дмитрий Швидковский
Екатерина II:Архитектурная биография

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна