|
|
Исторический очерк
Дмитрий Швидковский
Екатерина II: Архитектурная биография
(продолжение)
I-MMI - 29.10.2001
Прежде всего, он отличался тем, что передавал в конкретных, легко узнаваемых формах происшедшие
события. План ансамбля на Ходынском лугу изображал театр военных действий между Россией и Турцией. Места
битв были отмечены специальными сооружениями.

Вид триумфальных сооружений
на Ходынском лугу. 1775.
Василий Иванович Баженов
Для обозначения принадлежности каждого из них одной из воевавших империй или союзных с ними стран применялись характерные для этих государств архитектурные мотивы, вроде кремлевских зубцов и шатровых верхушек башен или турецких минаретов. Праздник, устроенный по замыслу императрицы, настолько понравился, что она решила построить последний путевой дворец перед въездом в Москву - Петровский замок - и свою главную подмосковную резиденцию в тех же формах. Она была названа Царицыным селом.
Само название говорило о многом.

Петровский дворец в Москве.
Матвей Федорович Казаков. Главный фасад.
1775-1782
Именно в эти годы летнее местопребывание двора под Петербургом поменяло своё первоначальное имя, связанное с бывшей там когда-то финской мызой, - Сарское село - на торжественное наименование Царского села. Этим подчёркивалось, что резиденция была основана тем, кто в первую очередь ассоциировался со словом "царь" в России XVIII века - Петром Великим. Именно в параллель к петербургскому Царскому селу Екатерина II назвала свою "подмосковную" Царицыным селом.
"Говорящий" архитектурный язык, разработанный в ходе празднеств 1775 года на Ходынском лугу, тогда же лёг в основу построек Царицына. Увлечение пейзажными парками определило живописную композицию ансамбля. Баженов нашёл во французской и английской теории зодчества оправдание соединению римского и готического у аббатов Ложье и Кордемуа, Бэтти Лэнгли, Вильяма и Джемса Халфпенни, труды, которых были известны императрице. Он добавил к этой смеси древнерусские мотивы и символические элементы, связанные с масонскими представлениями о нравственности. Его проект был утверждён и осуществлялся в течение десяти лет.
Весной 1785 года произошла знаменитая сцена во время приезда Екатерины II в только что завершённое Царицыно.

Царицыно. Большой дворец.
Матвей Федорович Казаков. 1787-1797.
Фрагмент
Дворец, построенный Баженовым, ей крайне не понравился и "государыня в гневе, возвращаясь к экипажам, приказала ... сломать оный до основания". Считается, что императрица обнаружила в подмосковной резиденции нечто опасное, чуть ли не связанное с масонским заговором против её особы. Баженов, безусловно, был масоном, и на нём отразились начавшиеся гонения на них. Всё же, если бы дело было в знаках "свободных каменщиков", запечатлённых на сооружениях Царицына, то скорее бы уничтожили многочисленные павильоны, на которых эти символы сохраняются до сих пор, а не два дворца, где их не было. Вряд ли подходит и то объяснение, что императрице надоела "готика". Очень скоро она утвердила проект дворца в Царицыне Матвея Фёдоровича Казакова, употребившего тот же художественный язык, Дворец начали строить заново на месте двух баженовских сооружений.
Лишь одно различие между работами в Царицыне этих архитекторов разительно. У Баженова два равнозначных, одинаковых, стоящих рядом дворца: для императрицы и наследника престола. У Казакова единый императорский дворец, и это не оставляет сомнений в том, кто здесь хозяйка. Решение Баженова, подчёркивавшее равнозначность монархине её наследника, Екатерина II утвердила десять лет назад. За прошедшее время их отношения с великим князем Павлом резко изменились. После достижения совершеннолетия и женитьбы он стал представлять опасность для твёрдости материнского трона. Теперь императрица хотела иметь в Царицыне только свой, грандиозный и эффектный дворец. Так в екатерининской архитектуре второй половины 1780-х годов зазвучала тема выбора того, кто продолжит её начинания, предпочтение внука сыну, Александра Павлу. Она доминировала в её личных строительных начинаниях вплоть до самой кончины Екатерины II.
<<вернуться далее>>
|
 |
|