приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Объект

Жилой комплекс «Copper House»
XIII-MMV - 27.03.2005

Дом Скуратова в тихом остоженском переулке называется Copper House. Имя для новостройки необычное. Необычное, конечно же, не для риэлторов и их клиентов, давно пообвыкшихся с тем, что рынок элитной недвижимости исполнен англисизмов, но прежде всего для столичной архитектурной общественности, восприятие каждого новоявленного здания у которой опосредовано сложной системой «оптических» преломлений в результате рассматривания объекта сквозь призму локального контекста. Недаром профессиональное издание, журнал ПРОЕКТ РОССИЯ, посвятившее постройке обширную публикацию, упрямо именует ее Cooper House'ом, т. е. не Медным домом, а домом некоего господина Купера… В чем причины подобной почти фрейдовской опечатки? Первая, видимо, в том, что контексту Остоженки, в его нынешнем уже практически застывшем виде, чужд любой полиглотизм, как культурный, так и лингвистический. Весь район – это Большой Проект
«средовой архитектуры», призванный осуществить интервенцию современных объектов в устоявшуюся урбанистическую ткань предельно безболезненным и деликатным способом. Средовой подход – это такой вид «анестезии», который снимает боль старого москвича и, конечно же, согласующих инстанций при виде разрушающегося на глазах у них исторического квартала, путем комбинирования новодельных фасадов с малозаметными рассеянному наблюдателю элементами стерильного до предела «серого» модернизма или раскройки значительного по своим размерам архитектурного объема на лоскуты, работающие как маск-халат засланного на вражескую территорию диверсанта. То есть современный объект-иностранец призван как бы «пропасть», раствориться, смешаться с окружающей его средой. Отсюда и высокая степень анонимности большинства современных остоженских построек (в идеале их творит не архитектор, а сопутствующий им контекст), и название этих построек, как правило, не выражает ничего кроме прямой топографической отсылки: дом в Бутиковском, дом в Молочном, блокированные коттеджи в 1-м Зачатьевском… И тут возникает Copper House. Имя обезличенному, нейтральному объекту никак не подходящее, безразличное к возможным средовым коннотациям, с ходу на вербальном уровне выделяющее скуратовскую постройку, заявляющее об ее исключительности. В реальности, конечно, жилой комплекс вступает с окружением в «диалог», но ведет его без холопского подобострастия – диалогичность в данном случае не есть подражательность. Язык архитектуры Скуратова метафоричен, архитектор избегает прямой изобразительности, свои отношения с контекстом он выстраивает критически, по принципу включения / выключения окружающих кондоминиум элементов среды. В образе «малахитовых шкатулок», вознесенных над землей, проскальзывает и пунктир зеленого русла, тянущегося от набережной к Зачатьевскому монастырю, и напоминание о медной крыше ММБ Скокана и Паласмаа – посмотришь на остоженскую застройку со стороны реки, и взгляд сразу выхватит два ярко-изумрудных пятна. К скверу на пересечении Молочного и Бутиковского переулка Copper House поворачивается прикрытым легкой стеклянной вуалью торцом – единственный городской фасад комплекса работает как «открытая форма». И этот жест Скуратова куда уместнее прямых средовых цитат: без подобной открытости любая контекстуальность не более чем лицемерная маска. Искренность авторской позиции проявляется и в том, что от несуразного творения Дон-строя, громоздящегося по соседству, Copper House отгораживается каменной стеной – смысл абстрактного на первый взгляд художественного высказывания «расколдовывается» именно через контекст. Благодаря иносказательной изобразительности скуратовское произведение амбивалентно – оно и включено и выключено из среды, при общей встроенности в остоженскую структуру кондоминиум сохраняет известную степень автономии. А потому может быть адекватно рассмотрен и в более широком, архитектурно-строительном контексте, рамками «Золотой мили» не ограниченном. Но и для этого, скажем так, общегородского или общенационального контекста имя Copper House необычно. Вряд ли обнаружится у нас иная постройка, столь откровенно заявляющая о собственном строительном материале. Что это, как не свидетельство о существенной стороне скуратовского творческого метода? Для него архитектура материальна. Казалось бы, банальная мысль. Но много ли мы знаем построек, вызывающих ощущение не клонированных рендеров, механически переведенных из сотого в натуральный масштаб, а объектов, действительно проработанных «до гвоздя», где бы архитектор последовательно и целенаправленно сокращал зазор между проектным замыслом и реализацией, между вымыслом и материальностью его воплощения? «Бог проявляется в деталях», – писал Мис, имея в виду, что мертвый чертеж оживает только в соразмерном человеку масштабе: именно тогда превращение чертежа в постройку становится волшебством. И Скуратов осуществляет это превращение с присущими ему виртуозностью и педантизмом. Cooper House одинаково выгодно воспринимается и на значительном удалении – к примеру, с Крымского моста – и на расстоянии вытянутой руки, зрительные впечатления обогащаются тактильными, «открытость формы», о которой было говорено выше, преодолевает отчуждение не только между городом и объектом, но и между объектом и человеком. В этой архитектуре гармонично уживаются дальние и ближние планы, человек как бы равно приближен и к дому, и к урбанистическому окружению, он и активный горожанин, и умиротворенный домосед. Здесь вспоминается высказывание Кандилиса, говорившего: «Одинаково верно то, что человек, способный грамотно спроектировать межпанельный шов, способен спроектировать и город, как и то, что человек, способный грамотно спроектировать город, способен спроектировать и межпанельный шов». Думается, что слова классика в случае Сергея Скуратова

План на отметке -4.500

План на отметке 0.000

План на отметке 8.100

Продольный разрез

<<вернуться                  далее>>

вверх

 Архив

     

27.03.2005 XIII-MMV
Жилой комплекс «Copper House»

     

 Архив раздела

   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна