|
|
Объект
Вилла «Остоженка» в Москве
X-MMIV - 07.05.2004
 «Смотрите, как сделан цветок»
И. Жолтовский
Личный вкус и амбиции владельца городского жилья проявляются дважды: при выборе дома,
в котором он покупает квартиру, и в интерьере этой квартиры. В случае с виллой «Остоженка» – все
по-другому.
«Выбор дома» здесь замещается выбором места, и именно место является тем ограничителем,
в рамках которого предстоит действовать будущему домовладельцу. Практикуемый на Остоженке
средовой подход в его цивилизованной форме, не требующей прямого исторического копирования,
тем не менее предъявляет вполне определенные требования к вновь строящимся домам. Вилла
«Остоженка» тоже по-своему ответила на эти требования, но это непривычный ответ – она просто
«исчезла».
Исчезновение стало возможным благодаря жилому дому в Молочном переулке, с которым вилла
составляет единый планировочный комплекс. Элегантная подкова дома создает ширму, четко
разграничивающую территорию на «до» и «после», «снаружи» и «внутри». Стена виллы образует
«забор» внутреннего двора, а сложная светящаяся крыша становится элементом нового городского
ландшафта, сохраняя живописность старого.
В целом же проблема «старое – новое» переведена из области интерпретации и толкований в область
аранжировки. Это означает, что от архитектуры, которой вилла наследует, остается только канва,
только мелодический след. От исторической Остоженки архитекторы сохраняют свободный контур
застройки и ранжирование пространств, от конструктивизма-модернизма – свободные планировки
и упование на новые технологии.
В результате возникает очень необычная архитектура, которая есть опоэтизированная функция.
Опоэтизированная не на уровне литературном, а в прямую – в форме, цвете, материале. План дома
можно описать геометрически – как четко поделенные зоны входа, гаража, жилья. А можно – как
полураспустившийся бутон на длинном стебле дороги. Для того чтобы подняться в спальни, нужно
сперва спуститься в зимний сад – и это не просчет архитекторов (в конце концов, в доме существует
лифт, решающий проблему коммуникаций). Архитектурная логика такова, что в отсутствие традиционного парка, выполняющего роль «буфера» между городом и домом, возникает пространство,
берущее на себя его функции. Это центральный «лепесток» зимнего сада, в котором природные
стихии существуют «за стеклом» – скорее метафорически, чем физически. Это пространство,
в котором супертехнологии рушат основы – идеальная горизонталь воды превращается в идеальную
вертикаль, настоящее «зеркало» воды, в котором множатся отражения. Это архитектура, которую
очень трудно было бы представить еще несколько лет назад, но которая абсолютно уместна сегодня.
И очень точно и неожиданно «окружающая застройка» заменяется ощущением города – четвертой
стихией, открытой в зимний сад лепестком гаража.
Елена Гонсалес






<<вернуться
далее>>
|
 |
|