приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Художественный дневник
01.01.2003-01.04.2003

Григорий Ревзин
Примус и Маргарита
VII-MMIII - 09.07.2003

Когда последний Генеральный план Москвы только появился, в редакцию газеты «Коммерсант», где я служил, пришел академик Юрий Петрович Бочаров. Этого человека я боялся до судорог, поскольку он в свое время был директором Института теории архитектуры, где я начинал свою трудовую деятельность. Он был энергичен, харизматичен и все время обуян какими-то кошмарными идеями. В институте он занимался проблемой монументальной пропаганды в градостроительном масштабе, то есть, как я понимал, хотел свезти в центр города все памятники Ленину и революции для более сильного воздействия на граждан. Согласитесь, было от чего прийти в ужас. 

Поэтому, когда академик появился в «Коммерсанте», я по привычке попытался притвориться обивкой стены, но был от нее отодран. «А, это вы, – хищно и ласково обратился он. – Вы что думаете про генплан?» Я начал что-то мямлить про Канта, но недолго. «Вы, конечно, ничего не понимаете! Это не генплан, это преступление! Это политическое преступление! Я только что из Вашингтона. Меня звали заниматься генпланом. В Вашингтоне городом управляет Сенат! Подписывает президент!! Вы что же считаете – Лужков политик уровня Клинтона??!»–«Юрий Петрович, при чем тут Клинтон... –« – Вы не понимаете. Москва – столица. Москва – столица московской области! Где в Москве Московская область?»–«Вокруг тут она ...» «Вот именно – вокруг! Где центр? У нас нет центра Московской области! У нас за рекламой колготок Кремля не видно!»

Такой получился скандал, что заинтересовалось руководство газеты, и было тут же решено делать с академиком материал. Он не любитель писать, материал пришлось делать мне, и в течение многих часов я слушал его мысли и идеи. Академик говорил много, показывал разные книжки и журналы, доставал справки и ксероксы. «Вот, – кричал он, – они рассчитывают генплан исходя из численности населения в 8,5 млн., а я уверен – нас уже 10,5. Я чувствую! Из-за этого пробки на дорогах, проблемы с водой, теплом! Это экологическая катастрофа! Вот – посмотрите фотографию – здесь я на приеме в Вашингтоне. Там сделали торт в форме генплана города, мне досталась южная окраина – вот я ее ем, смотрите! Гутнов устарел, средовые идеи тоже. В Америке всем занимается президент! Во всем мире признается важность центра. Нам нужен центр, где будет Кремль, правительство Москвы, правительство области. Генеральный план должен
показывать».

Спорить с ним было невозможно, он ничего не слышал. Я говорю: «Юрий Петрович, ну как же 8,5 млн., смотрите, тут же написано: численность населения: 8,5-11 млн.». А он: «Я и говорю 8,5. А у нас уже 10,5» Я говорю: «Юрий Петрович, ну как же самая высокая плотность, вы же делите в Нью-Йорке количество населения не на площадь города, а на район, это как если бы у нас численность населения на Московскую область делили!» А он: «Вот я и говорю, что необходимо соединить Москву и область! Сразу вся экология изменится! Это же они отказываются!» 

Я пытался выразить его идею, но не мог. В голове у Юрия Петровича подсознательно сидел другой генплан: чтобы была центральная площадь, и на ней была выше всех центральная власть, по бокам – московская и Московской области, чтобы к этой площади вела широкая торжественная магистраль, а лучше эспланада, а лучше лестница с фонтаном. Но мне было как-то неловко обнаружить, что в голове у уважаемого академика, который лично кушал южный кусок генплана Вашингтона, есть такие палеолитические пережитки – хватало его малоуместной в наше время ненависти к колготкам. Мы не нашли общего языка, и он остался очень недоволен тем материалом, который потом вышел в газете. И вот, когда я услышал г-на Маслова, я понял, что Юрий Петрович добрался и до него – он повторяет идеи Юрия Петровича вплоть до нижнего белья. А это значит, что за спиной г-на Маслова стоит не просто желание согласовывать, но градостроительная программа великого академика Бочарова.

А это наводит на размышления. Ведь по сути, выдвигая эту программу, академик Бочаров основывается на идее мистической природы власти, которая организует пространство и вообще как-то все устраивает. И здесь стоит вернуться к Примусу. Я хочу напомнить, что когда Сергей Ткаченко строил дом «Патриарх», то окрестные селяне все время говорили, что наверху, в ротонде, должен был жить Путин, но охрана ему не дала, потому что была опасность, что его накроют першингом из пруда. А Примус – это, между прочим, понадежнее ротонды. Мне кажется, что если стоянки там действительно не предполагалось, то селяне бы скоро пришли к выводу, что в Примусе будет жить Путин (тут, кстати, надо заметить, что примус – это «первый», а президент – «первосидящий», и мысль о том, что Путин сядет в Примус может оказаться довольно сообразной, опять же имея в виду мифологему тайной президентской кухни), и это как-то бы укрепило положение Генплана.

Московской власти нужен был именно мистический, умонепостигаемый объект, который придавал бы городу некое сверхизмерение, а на примус всех просто клинило, и ведь вполне возможно, что примус и отвел бы Бочарова. А теперь не получилось, и что будет, даже трудно себе представить. Гутновская парадигма в нашем градостроительстве сменится на бочаровскую, все начнут строить эспланады и проспекты с доминантами, ну и, разумеется, в пределах Садового кольца, вокруг МГУ и в дипломатическом поселке на Мосфильмовской будут строжайше запрещены колготки. Международный скандал неминуем. Доигрались.

Что же делать? Единственно достойный путь указал нам в отчетный период другой академик архитектуры, Александр Петрович Кудрявцев.

Слово истины было сказано в спорах о конкурсе на Мариинский театр. Пока до итогов конкурса далеко, спорили о программе, но спорили прямо-таки с яростью. Суть дела такова. В программе было записано, что все участники обязаны сотрудничать с фирмой ARTEC Consulting Inc. в области устройства зрительного зала. Участники, члены жюри и эксперты были возмущены – с какой же стати только с ARTEC, где свобода творчества, – но организаторы твердо стояли на своем. Потребовался месяц переговоров, вмешательство самого Михаила Швыдкого, и вот в итоге все разрешилось счастливым образом. Теперь по предложению Александра Кудрявцева участникам конкурса не предписывается сотрудничать с ARTEC, а «рекомендуется».

Некоторым сгоряча показалось, что спор идет относительно сути программы, позволявшей думать, что организаторы как-то неблаговидно связаны с ARTEC, что спорят, так сказать, либеральные сторонники чистой конкуренции с темными силами, заранее обговорившими свои откаты независимо от того, кто выиграет конкурс. Но оказалось, что спорят вовсе не честные с нечестными, а силы рафинированности с силами неотесанности. Все ведь свелось к формулировке. Поскольку жюри конкурса обязано руководствоваться программой, а программа «рекомендует» сотрудничать с ARTEC, то в факте сотрудничества любой член жюри обязан усматривать уважение к программе, а в отказе – неуважение, что они, члены, не могут не учесть. 

По сути разницы никакой: кто без ARTEC – заранее проиграл. Однако же силы неотесанности в лице главного архитектора Петербурга Олега Харченко преподносили особые интересы в лоб, с позиций силы – мол, мы организаторы, имеем право. Силы же рафинированности в лице академика Александра Кудрявцева ущучили неотесанных, не допуская в нашем обществе недостойного высокой санкт-петербургской культурности грубого, фи, мужланства. Неотесанным объяснили – никто не лезет в суть ваших особых отношений с уважаемой фирмой, бизнес есть бизнес, но умейте выражаться! С людьми жить – надо такт иметь, а вы как на партхозактиве рубите. Надо пристойно, по-европейски донести до участников информацию, что вам нужен ARTEC. На нас заграница смотрит, покультурнее, господа!

Для любого хрониста радостно наблюдать, как прямо-таки на глазах возрастает степень цивилизованности избранной им для почтительных описаний области человеческой деятельности и как за возрастание этой цивилизованности, рискуя положением, борются рыцари хороших манер. Чтобы, например, 5 лет назад, когда «Мабетекс», скажем так, сотрудничал с Павлом Бородиным, из-за такой изысканной тонкости разгорелись такие дебаты – даже подумать нелепо. А тут месяц бились – право, отрадно.

Однако ж с другой стороны, от такой рафинированности нравов становится еще горше думать о том, какая судьба нас ожидает в связи с невозведением Примуса и нашествием Бочарова-Маслова. Нельзя не признать правоты академика Кудрявцева – при наступлении темных времен настоящий джентельмен должен прежде всего думать о манерах. Если пропадать, то со всей культурностью. Но все ж таки так жалко пропадать, да и насчет колготок, я вам прямо скажу, это не позиция, а какое-то тупое мракобесие.

26/03
Кузьмин поправил радикалов В Доме на Брестской прошел V международный фестиваль «Под крышей Дома». В этот раз жюри конкурса отличалось редкой принципиальностью. Председателем жюри был выбран Маттео Тун, итальянский архитектор, недавно прославившийся изобретением женского писсуара, а самым активным членом жюри был Юрий Аввакумов, которого все знают и без таковых изобретений. Мало того, что Аввакумов успешно боролся с классикой в лице Михаила Филиппова, так еще и Тун боролся с индустриальным дизайном как устаревшей тенденцией в лице Алексея Козыря и Ивана Шалмина. И они так всех побороли, что в результате не осталось нужного количество людей для получения назначенного количество премий. Гран-при решили не присуждать, 1-ое место в общественном интерьере присудили петербургскому бюро «Левчук&Романчук» за устройство однодневного бара на одной вечеринке, Козырь, выставивший свой страшно известный дом в виде киноустановки, получил 1-е место в номинации «Деталь в интерьере», хотя интерьера не выставлял, а в разделе «Жилой интерьер» первого места решили не присуждать. Второе место не присудили ни в одной номинации, кроме «общественной», где обидно премировали собственный клуб Москомархитектуры на Брестской (проект Михаила Хазанова, Галины Местецкой и Михаила Миндлина), который тем самым оказался хуже временной инсталляции Левчука и Романчука. Пораженный решениями жюри, Александр Кузьмин приехал на фестиваль и все исправил. Он дал призы от Москомархитектуры Михаилу Филиппову за проект Русского музея и Сергею Шановичу (главному дизайнеру НТВ) за все. Тем самым звезды фестиваля были уважены и порядок восстановлен.

1 / 04
Ксерокс с Мунца В Союзе архитекторов состоялась выставка, посвященная столетию со дня рождения Виктора Мунца. Поскольку Музей архитектуры был весь месяц занят проблемой реституции коллекции своего бывшего директора Виктора Балдина, незаконно вывезенной им из Германии в 1945 году, оригинальных работ на выставке практически не было. Исключения составили его рисунок кузни и проект дома отдыха СТД в Щелыково, усадьбе Островского. Были старые фотографии Академии имени Фрунзе, генеральского дома на Садовой, Министерства обороны на Фрунзенской набережной и Дома правительства в Баку. Часть старых фотографий замещали ксероксы с фотографий. Чертежи тоже замещали либо фотографии, либо ксероксы. Величие архитектора Мунца не подлежит никакому сомнению, но заказчиков он себе выбирал неосмотрительно – главный архитектор Советской Армии и создатель архитектурного образа азербайджанской государственности мог бы рассчитывать и на более респектабельную выставку к 100-летию. Вывод: опасайтесь работать на Минобороны и азербайджанские госструктуры – не оценят и не поймут.

<<вернуться

вверх

 Архив

   

09.07.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Примус и Маргарита

   

 Архив раздела

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна