приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

О журнале

Канакское зеркало 
II-MMI - 19.12.2001

В этом номере в качестве вызова классике мы избрали центр Жана Мари Тжибао, выстроенный по проекту Ренцо Пьяно для канакского народа в Новой Каледонии. Эта архитектура показалась нам своего рода "колониализмом эпохи политкорректности", и, соответственно, ответы на этот вызов мы искали в истории походов классики за границы цивилизованного мира. 


Нельзя сказать, что насущность опыта строительства в колониях для работы современного российского архитектора сразу бросается в глаза. Даже наоборот, кажется, что если специально задаться целью найти проектное задание, максимально далекое от сегодняшней российской ситуации, то лучше темы, чем архитектура колоний, не придумаешь. 


Парадокс классики, однако, заключается в том, что чем дальше заходишь, тем ближе оказываешься. 


Ренцо Пьяно вдохновенно разрешил задачу сопряжения хай-тека со стилем симпатичного канакского народа. Лев Руднев придал заметные черты варшавского стиля сталинской высотке. Эдвин Лютенс в своем Капитолии создал классику в индийском стиле, а Корбюзье в Чандигархе -- того же индийского стиля модернизм. Вам это ничего не напоминает? Нам напоминает. Канакский стиль, варшавский стиль, индийский стиль, московский стиль. Среди первобытных племен, дружественно-враждебных поляков и завоеванных индусов архитекторы разных культур и народов ведут себя одинаково. Так же, как и московские архитекторы в Москве. В том, что основным методом освоения национального наследия избрана колонизация, есть нечто несуразное. Но раз уж так произошло, мировой опыт на эту тему безусловно интересен. 



Это удивительный опыт заискивания сильного перед слабым. В каждом конкретном колониальном казусе архитекторы представляют страну колонизатора - и, соответственно, несравненно более высокую архитектурную, строительную и прочую культуру. Каждый раз они смущаются собственной возвышенности, и начинают насыщать свои здания элементами культуры тех, которых они превосходят. 


Это верно как для Корбюзье в Индии, так и для московских архитекторов в Москве. Мы, выученные в институте новейшему архитектурному знанию, мы, владеющие последними новостями архитектурных журналов, мы, располагающие современной строительной индустрией, благородно подлаживаемся под провинциальную застройку г. Москва, щадя чувства аборигенов. 


В итоге аборигены, облагодетельствованные благородством возвышенных мастеров, здание за свое не считают. С точки же зрения культуры стран колонизующих, эти работы всем хороши, за исключением ничем не объяснимых национальных орнаментов, то вышитых гладью по железобетонным балкам, то крестиком по сетке хай-тека, то стежками по ордеру. 


В этой перспективе куда достойнее выглядят работы, ни под какой местный контекст не прогибающиеся. Они не органичны для этих контекстов, но, как ни странно, не органичны ничуть не больше, чем те, которые пытаются подладиться. Быть может, это отражает более общую ситуацию. Ведь подлаживание под местный стиль есть ни что иное, как попытка снять с себя ответственность за то, что получилось -- это не я так придумал, это у них так принято строить. Более достойным выглядит тот, кто ни под кого не подлаживается и всю ответственность принимает на себя. 


Что верно как для канакского, так и для московского случая.

Григорий Ревзин

вверх

Подписка

 

Координаты

 

Архив номеров

   

XXIX - MMIX
Vis-à-vis

   

XXVIII - MMIX
Университет

   

XXVI/XXVII - MMVIII
Российские девелоперы

   

XXV - MMVIII
Венецианское биеннале

   

XXIV - MMVIII
Гармония

   

XXIII - MMVIII
Турбуленция

   

XXII - MMVII
Реликвия

   

XXI - MMVII
Возвращение к истокам

   

XX - MMVI
Дом-город

   

XIX - MMVI
Михаил Белов

   

XVIII - MMVI
Разрыв

   

XVII - MMVI
Столп

   

XV/XVI - MMV
Ось

   

XIV - MMV
Картинка

   

XIII - MMV
Архитектура как скульптура

   

XII - MMIV
Покой над хаосом

   

XI - MMIV
Глаз

   

X - MMIV
Спираль

   

IX - MMIII
Абсолютная архитектура

   

VIII - MMIII
Пещера. Место постороннего

   

VII - MMIII
Мир иной

   

VI - MMIII
Память

   

V - MMII
Четыре стихии

   

IV - MMII
Случайные связи

   

III - MMII 
За решеткой

   

II - MMI 
На чужой земле

   

I - MMI 
Инородное тело

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна